/FAQServer от 2:5025/38.12@fidonet/Подборка по компьютерной тематике/Разьемы/Самопальный JoYstick

- SELECT: HARD (2:5025/7.31) ---------------------------------------- SEL.HARD -
 Msg  : 11 of 11                                                                
 From : Oleg Kutepov                        2:5025/7.9      26 Dec 94  15:04:10 
 To   : All                                                 26 Dec 94  23:55:06 
 Subj : Re: game port                                                           
--------------------------------------------------------------------------------
=============================================================================
* Forwarded by Oleg Kutepov (2:5025/7.9)
* Area : SU.HARDW.PC.PERIPHERAL (Периферия)
* From : Konstantin Matvijchuk, 2:463/118 (Wednesday December 21 1994 14:36)
* To   : Eugen Kuleshov
* Subj : Re: game port
=============================================================================
                   Пpиветствую Вас, Eugen!

 Однажды в Понедельник, 12 Декабpя, 1994 в 20:46, Eugen Kuleshov написал к all о
'game port'

 EK>   В свое время кто-то хвалился джойстиком вешающимся на
 EK> сабж и сделаным из синклеровского, те с кнопками, а не с
 EK> резисторами. Правда я тогда не увидел схемки.
 EK>   Может сейчас ктонить подскажет/подкинет...

   Подкидываю... (сразу предупреждаю - автор не я)
------------------------------------------------------------------------------

     IBM-овский джойстик  представляет  собой  аналоговое  ув-во,
преобразующее механическое отклонение рукоятки в величину  сопро-
тивления (а не напряжения! Кстати, Аллах его знает, линейное  оно
должно быть, или нет - это преобразование...), и кроме того имею-
щее две кнопки для управления игрой.
     Схема этого монстра выглядит следующим образом:

  +5v o-------------т------------     GND  o------т------
                    |           |                 |     |
               'X' ---     'Y' ---                 \     \
                   | |         | |                  \     \
   X  o----------->| |   ----->| |                |     |
                   | |   |     | |   Fire1 o-------     |
               100к-т-   | 100к-т-                      |
                    |    |      |                       |
                         |                              |
   Y  o-------------------           Fire2 o-------------

 Заодно сразу обрадую Вас распайкой разъема Game-порта ('мама'):
                              ___
             --              |   \
             |     +5v -->  1| o  \               --
             |               |   o |9  <-- +5v     |
             |   Fire1 -->  2| o   |               |
             |               |   o |10 <-- Fire1   |
             |       X -->  3| o   |               |
             |               |   o |11 <-- X       |
             |     GND -->  4| o   |               |
JoyStick N1 <                |   o |12 <-- GND      > JoyStick N2
             |     GND -->  5| o   |               |
             |               |   o |13 <-- Y       |
             |       Y -->  6| o   |               |
             |               |   o |14 <-- Fire2   |
             |   Fire2 -->  7| o   |               |
             |               |   o |15 <-- +5v     |
             |     +5v -->  8| o  /               --
             --              |___/

     Такое гнездо ('мама') должно находится  у  Вас  на  мультяхе
(Multy Card I/O), или на каком-нибудь SoundBlaster'е и т.п.  Если
на задней панели корпуса вашего компьютера Вы не  наблюдаете  че-
го-либо в этом роде, то Вам либо прийдется  отказаться  от  своей
затеи, либо сменить мультяху (добавить?) на другую.
     Конечно, Вы можете смастерить себе  из  двух  потенциометров
аналоговый 'джой', который будет работать не хуже  чем  фирмовый,
но вот как он у Вас будет выглядеть, и  сколько  Вы  провозитесь,
пока соберете его, это еще вопрос. Одним словом, я предлагаю  Вам
переделать обычный дешевый цифровой джойстик под IBM-овский  ана-
логовый стандарт. (Кстати, сразу совет тем, кто  все  же  решится
'дерзнуть' собрать настоящий аналоговый джойстик {по схеме} - вам
понадобятся потенциометры не на 100кОм, а больше  -  200..350кОм,
ведь рукоятка джойстика во время работы поворачивается не на  все
270 градусов, а максимум на 90).
     Для нашего проекта Вам необходимо приобрести следующее:  лю-
бой дешевый (или не очень;-) джойстик (желательно сразу  с  кабе-
лем, или кабель приобретите отдельно),  15-штырьковый  D-образный
разъем типа 'папа' и еще кое-какие мелочи (см.  далее).  Если  вы
купили Joy с одной кнопкой (бывает и такое), то не  забудьте  ку-
пить и дополнительную кнопку, причем на мой  взгяд  -  лучше  без
щелкающего 'микрика'.
     Приобрели? Давайте вскроем джойстик и посмотрим, как он  ус-
троен. Прежде всего, обратите внимание, можно ли переделать замы-
кающие контакты джойстика так, что бы они работали на размыкание.
Если такая переделка возможна,  то  займитесь  сборкой  следующей
схемы (в корпусе 'джоя', естественно):

  Вверх   Вниз    Влево   Вправо                  Огонь1  Огонь2
    ----т---т-------т---т---т------o +5v  GND  o------т------
    |   |   |       |   |   |                         |     |
  \     |   --/   \     |   --/                        \     \
   \    |    /     \    |    /                          \     \
    |  --- ---      |  --- ---                        |     |
    |  | | | |      |  | | | |           Fire1 o-------     |
    |  | | | |      |  | | | |           Fire2 o-------------
    |  | | | |      |  | | | |
    |  -т- -т-      |  -т- -т-
    --------|       ---------------o X    Резисторы:
            |                             4 х 100 кОм
            -----------------------o Y

     Обратите внимание, Вам необходимо переделать  на  размыкание
не все контакты вашего 'джоя', а лишь два из  них  -  'Вправо'  и
'Вниз'.

     Если же замыкающие контакты вашего Stick'а трудно  поддаются
переделке, то Вам предстоит немного более сложная работа с  одной
из представленных ниже схем (любой):

Влево           Вправо     Вверх             Вниз
  ----т---т--------т---------т---т---т--------т-----o +5v
  |   |   |                  |   |   |
\     |   |      \         \     |   |      \       Огонь1 Огонь2
 \    |   |       \         \    |   |       \
  |   |   |        |         |   |   |        |       Fire1 Fire2
  |   |   --/   --------     |   |   --/   --------     о   о
  |   |    /- - |      |     |   |    /- - |      |     |   |
  |   |   |     ---т----     |   |   |     ---т----      \   \
  |   |   |        |         |   |   |    ----|           \   \
  |  --- ---       |         |  --- ---   |  ---        |   |
  |  |R| |R|       |         |  |R| |R|   |  |R|        |   |
  |  |1| |2|       |         |  |3| |4|   |  |5|        |----
  |  | | | |       |         |  | | | |   |  | |        |
  |  -т- -т-       |         |  -т- -т-   |  -т-        |-o GND
  |   |   |        ----------|---|---|-----   -----------
  |   |   |                  -----------------------------o X
  --------------------------------------------------------o Y
                    R1-R4 100 kOm; R5 51 Om.

     Вариант 1. Значок -|- на схеме означает пересечение без сое-
динения. Кроме уже перечисленных выше деталей, необходимы два ре-
ле РЭС60-O401-98(?), или другие маломощные, на напряжение  сраба-
тывания не выше 4.7В; но тогда резистор R5 прийдется подбирать, а
возможно и исключить его из схемы. Внимание - Вам нужно использо-
вать нормально-замкнутые контакты реле  (т.е.  контакты,  которые
замкнуты при отсутствии напряжения на реле). Релюшки возможно бу-
дут немного пощелкивать во время работы...



  Вверх           Влево                           Огонь1  Огонь2
----т---т---т-------т---т---т------o +5v  GND  o------т------
|   |   |   |       |   |   |                  |      |     |
| \     |     /   \     |     /               ---      \     \
|  \    |    /S1   \    |    /S2                        \     \
|   |  --- ---      |  --- ---                        |     |
|   |  |R| |R|      |  |R| |R|           Fire1 o-------     |
|   |  |1| |2|      |  |3| |4|           Fire2 o-------------
|   |  | | | |      |  | | | |
|   |  -т- -т-      |  -т- -т-
|   --------|       ---------------o X
|           -----------------------o Y
| Вниз              Вправо
----т------------------т--------------------->к выв. 14 D1
    |  1------         |   ------
  \    -|  1 o-3     \   4-|  1 o-6       --->к выв.  7 D1
   \  2||    ||  L1   \  5||    ||  L2    |
    |--|------|----    |--|------|----    |  R1-R4 100 кОм
   --- |------|   /   --- |------|   /    |  R5,R6 470 Ом
   |R| ||12 1o-11 \   |R| ||10 1o-8  \    |  D1 155ЛА3
   |5| -|    |    /   |6| -|    |    /    |
   | |13------    \   | | 9------    \    |
   -т-            /   -т-            /    |
   --- (к GND)   ---  --- (к GND)   ---  ---

     Вариант 2. Элементы S1, L1, S2 и L2 являются,  соответствен-
но контактами и обмотками герконовых реле, управляемых  микросхе-
мой 155ЛА3. адо сказать, что данная схема является несколько не-
корректной, но тем не менее  хорошо  работает  в  моем  джойстике
{правда 155ЛА3 немного греется :-) , так что неплохо бы  заменить
ее на 155ЛА12}.

     Теперь взгляните на кнопки вашего 'джоя'. Во многих  отечес-
твенных конструкциях они просто параллельно закорочены между со-
бой - Вам надо распаять их согласно схемы.
     Будьте осторожны при монтаже схемы: на джойстик подается +5v
и общий вывод (кстати, не перепутайте их местами!),  а  замыкание
этих проводов между собой ни к чему хорошему  привести  не  может
(впрочем, как правило, только срабатывает защита в блоке  питания
- ничего страшного :-(.
     При распайке разъема обращайте больше внимания на  нумерацию
контактов - Вы можете ошибиться в расположении выводов  'мамы'  и
'папы'.


     Как Вы уже наверно заметили,  на  разъем  мультяхи  выведены
контакты под два джойстика. Так что, если у Вас есть во что, и  с
кем играть 'на два Player'а', то есть резон собрать и второй  та-
кой джойстик. В этом случае  рекомендую  вам  зделать  Y-образный
разветвитель. Кстати, в таком случае вы можете оставить на  кабе-
лях джойстиков их родные разъемы (обычно магнитофонные  7-ми  или
5-и штырьковые), а на разветвитель поставить два  соответствующих
им гнезда и один D-обр. разъем:
                                           ---
                  -т--         ============| |
 К компьютеру --> || |==========           --- <--- К джойстикам
               -> || |==========           ---
               |  ---- ^       ============| |
  15-D-'male' --       |                   ---
                       -- 6-и жильные кабели


     Проверить собранную вами конструкцию вы сможете либо в прог-
рамме CheckыIt, либо просто в GW-BASIC'e.
------------------------------------------------------------------------------

==  - ==  ==-
| ==+-====+-+-   With Best Regards......Catsoft, AKA Konstantin Matvijchuk
==========- ==   Записано в Сpеду, 21 Декабpя, 1994, в 14:36

-+- PostMAN Pechkin 2.50.A0531+
 + Origin: -=*[ Catsoft Station ]*=- (2:463/118)
=============================================================================

              Hello, All!


        73! Всех благ!
                       Oleg

--- GoldED 2.41+
 * Origin: Тише едешь - морда шире (2:5025/7.9)

----------------------------------------------------------------------------
Область:  SU.HARDW.OTHER (SU.HARDW.OTHER: обpазована 9/10/1995) 
От:       Igor Krasnolobov              2:5005/14.8 04 Jan 96 18:18:00
Кому:     Vadim Naim                    
Тема:     ро АЦП игрового порта...
----------------------------------------------------------------------------
  Hello Vadim!

Wed Dec 27 1995, Vadim Naim -> All:

 VN> Когда-то по эхе пролетала информация о параметрах АЦП геймого порта.
 VN> Нужно оцифровать медленно изменяющийся сигнал, а городить много мягко
 VN> говоря не хочется. Если есть любая информация по subj или может кто
 VN> занимался и желает поделиться соображениями буду очень признателен.

    Там стоит не АЦП, а четыpе таймеpа типа 1006ВИ1 в одном коpпусе. Исходи из
этого. Схема подключения джойстика ниже - по ней pазбеpешься как подключать
pезистоpы,а как пpогpаммно с ним pаботать описано везде.

- Железо (периферия) (2:5005/14.8) -------------------- SU.HARDW.PC.PERIPHERAL
From : Denis Bystruyev             2:5020/172.18           Tue 30 Aug 94 05:19
 Subj : Два джойстика
-------------------------------------------------------------------------------
Hello Dmitry!

28 Aug 94 16:15, Dmitry Tiper wrote to All:

Если у тебя нормальный game port, то он сразу на два джойстика.  Так что порт
джойстика на звуковой карте запрети, чтоб они с мультяшным не конфликтовали
(или
наоборот, если вдруг мультяка только на один джойстик окажется).  Из 15
контактов порта восемь верхних (реально семь) используются для подключения
первого джойстика, а семь нижних (реально шесть) - для подключения второго.  В
некоторых портах все это сразу разведено на два разъема, а тебе,  переходник
нужен - из одного 15-ти контактного два по 15 сделать.  Из хрестоматийного
Валерия Донченко разводка следующая:


           JoyStick 2                         JoyStick 1
   - - - - - - - - - - --          -  - -  - - - - - - - - - -
                                /     |    +5V
   |   --т------------  |     /         | -------------т--   |
       | |           |      /         |   |      X     \ |
   |   | \   X       |+5V  /      1 ш- ----  --------> / |   |
       | / <-------- -----|-ш 9   2 ш-|----------      \ |
   |   | \      ---------- -ш 10  3 ш- -------   | SW1 | |   |
       | | SW4 |   -------|-ш 11  4 ш-|----------        |
   |   |        |--------- -ш 12  5 ш- ----------        |   |
       \   SW3 |   -------|-ш 13  6 ш-|-------   | SW2   |
   |   /   Y    ---------- -ш 14  7 ш- ----------    Y   \   |
       \ <----------      | ш 15  8 ш |      ----------> /
   |   |               |  \             |                \   |
                            \         |
   - - - - - - - - - - -      \         - - - - - - - - - - --
                                 - -  -

                   15 Pin Male 'D' connector

Best Wishes, Denis

-*- GoldED 2.41+
 + Origin: Irene Saburovo BBS (095) 344-9315 00:00-06:00 only (2:5020/172.18)

File created by Faq2Site converter. (C) 1998-2002 Edward Grebenyukov
Hosted by uCoz