/FAQServer от 2:5025/38.12@fidonet/Уголок потребителя (FaqServer 2:5020/7000.44, Roman Ozeransky)/Защити себя сам

>>>>>>>  КАК ПОКУПАТЕЛЮ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ В СУД  >>>>>>>>>



                                 Alexey G.Polosoff (2:5020//549.69)

                                 Основу для публикации любезно предоставил
                                 Alexey Soldatkine (2:5020/936.3)



>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Взаимоотношения  с  торговой  организацией  при  нарушении ею своих обяза-
тельств либо  положений Гражданского  кодекса РФ  или Закона  РФ 'О защите
прав потребителей' покупатель,  желая избежать судебного  разбирательства,
может построить следующим образом:

Известный способ 'Дайте  жалобную книгу'. Эту  книгу обязаны дать  в любом
магазине. Главное, в чем при этом следует убедиться - зарегистрирована  ли
она в местном муниципальном округе (о чем будет говорить  наличие/отсутст-
вие печати муниципального округа и подписи префекта/супрефекта).  Несмотря
на всю банальность  данного способа, его  может оказаться достаточно,  ибо
владельцу магазина нежелательно портить отношения с исполнительной властью
в лице администрации  вышеупомянутого округа. Если  в жалобной книге  поя-
вилось  гневное  замечание,  директор  магазина  обязан урегулировать этот
вопрос, поэтому его желание найти компромиссное решение заметно возрастает.

                              *     *     *

(Из статьи Олега Комаровского 'Дайте жалобную книгу!', 'СПРОС' N6'97):
'В соответствии  с Пpавилами пpодажи  отдельных видов  пpодовольственных и
непpодовольственных товаpов, утвеpжденными Постановлением пpавительства РФ
от 8.10.94г. ь 995, (в pедакции от 17.05.96г.) Книга заявлений и пpедложе-
ний покупателей (больше известная как книга жалоб) должна находиться в то-
pговом зале в доступном для покупателя месте. Магазин не впpаве отказать в
ее выдаче.  Если книгу жалоб  получить не удалось,  покупатель может обpа-
титься с жалобой в упpавление Гостоpгинспекции либо в отдел по защите пpав
потpебителей пpи местной администpации.  Контpолиpующие оpганы стpого сле-
дят за соблюдением пpава потpебителей  на свободный доступ  к книге жалоб.
Установлена ответственность  за его наpушение.  Так, напpимеp,  в соответ-
ствии с московским законодательством штpаф за отсутствие, хpанение в недо-
ступном  для покупателя  месте или невыдачу  по пеpвому  тpебованию  Книги
заявлений и пpедложений (в тоpговых залах, палатках или киосках) составля-
ет 10 минимальных окладов. Запись в этой книге обоpачивается для наpушите-
лей наших пpав  штpафом  -  до 5000 pазмеpов  минимальной  оплаты тpуда, а
возможно, и лишением лицензии на тоpговлю. Не исключено и возбуждение уго-
ловного дела по ст. 200 УК РФ 'За обман потpебителя'.  Когда, скажем, Гос-
тоpгинспекция пpовеpяет жалобу потpебителя,  она, как пpавило, не останав-
ливается на одном факте наpушения пpавил,  а выполняет свои служебные обя-
занности по полной пpогpамме...'

                              *     *     *

В случае, когда директор магазина не понял сложности ситуации или надеется,
что ему все сойдет с рук, перед покупателем имеется широкий выбор, в какой
из государственных или муниципальных органов обратиться:

1. Территориальное представительство Государственной инспекции по  торгов-
   ле,  качеству  товаров  и  защите прав потребителей (Госторгинспекция);
2. Мосторгинспекция;
3. Территориальное представительство Государственного комитета  Российской
   Федерации по антимонопольной  политике и поддержке  новых экономических
   структур (ГКАП);
4. Территориальное представительство Государственного комитета  Российской
   Федерации по стандартизации,  метрологии  и сертификации (Госстандарт);

                              *     *     *

Поговорим об инспекции по торговле. Существуют две независимые организации,
решающие одинаковые задачи:  Госторгинспекция и Мосторгинспекция  (одна на
государственном, другая - на муниципальном уровне).

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Государственная  инспекция  по  торговле,  качеству  товаров и защите прав
потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция)-
государственная служба,  основными задачами  которой являются  контроль за
соблюдением  норм  и  правил  торговли  и  общественного питания, порядком
применения цен, качеством  и безопасностью товаров  народного потребления,
деятельностью  по  искоренению  злоупотреблений  в  торговле, общественном
питании  и  недопущению  поступлений  на  потребительский рынок недоброка-
чественных товаров.

Объектами контроля Госторгинспекции в  соответствии с возложенными на  нее
задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от  форм
собственности  и  ведомственной  принадлежности,  граждане,   реализующие,
производящие товары или услуги.

Территориальные управления  Госторгинспекции  выполняют следующие функции:

ю проводят   проверки  соблюдения  правил  торговли  и  качества   товаров
  народного потребления  у продавца,  а также  в соответствии  с порядком,
  согласованным  с  Комитетом  Российской  Федерации  по   стандартизации,
  метрологии и сертификации, - качества продукции у изготовителя;
ю принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспе-
  чивают широкую гласность результатов проверок;
ю приостанавливают реализацию товаров не соответствующих по качеству  обя-
  зательным требованиям стандартов, опасных (вредных для жизни),  здоровья
  и имущества граждан;
ю координируют  свою  деятельность  с  органами  государственной  власти и
  управления, общественными организациями потребителей  в деле защиты прав
  и интересов граждан;
ю рассматривают  в  соответствии  с  законодательством  письма, заявления,
  жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предпри-
  ятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок
  принимают по ним решения обязательные для исполнения продавцом.

Территориальные госторгинспекции имеют право:

ю осуществлять  проверки с  правом беспрепятственного  доступа на торговых
  и промышленных  предприятиях независимо  от форм  собственности и ведом-
  ственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями,
  определенными положением о Госторгинспекции;
ю производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности
  расчетов с покупателями, изымать образцы товаров для проведения исследо-
  вания их качества;
ю давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифици-
  рованных товаров, вызывающих сомнения в части их соответствия стандарту;
ю составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом,  изготови-
  телем предписания;
ю передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответствен-
  ности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления  в тор-
  говле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции.

                                                 Защита прав потребителей:
                                                 100 вопросов  и  ответов/
                                                 Под ред.  В.И.Таланцева.-
                                                 М., 1996.- 168 с.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

В  принципе,  достаточно  одного  обращения  в отделение Госторгинспекции,
чтобы ваша проблема  решилась положительно -  после в этом  магазине будет
проведена проверка, которая неминуемо выявит определенные нарушения правил
торговли (идеальных магазинов не бывает), в предписании директору магазина
будет фигурировать и пункт относительно интересующего вас вопроса.

В том маловероятном случае, если директор магазина будет продолжать  упор-
ствовать, имеет смысл, вооружившись актом предыдущей проверки,  обратиться
в Мосторгинспекцию. Она также посетит магазин, выявит нарушения, но после,
если не  последует устранение  таковых, материалы  проведенных проверок  с
высокой степенью вероятности будут направлены в следственные органы...

                              *     *     *

Куда следует обращаться в случае нарушения ваших прав:

1. Территориальные отделения Госторгинспекции

      Центральный административный округ (АО)
         (пер.2-й Смоленский, 1/4)               241 6215

      Северный АО                                456 1091
         (ул.Флотская, 1)                        453 9053

      Северо-восточный АО                        280 2362
         (просп.Мира, 18)                        280 6492

      Восточный АО                               269 0596
         (ул.Стромынка, 11)                      268 7838

      Юго-восточный АО                           371 5233
         (ул.1-я Новокузьминская, 10)            371 4577

      Южный АО
         (Каширское шоссе, 32, корп.1)           323 6588

      Юго-западный АО
         (просп.Симферопольский, 28, корп.4)     122 3322

      Западный АО                                432 4928
         (ул.Лобачевского, 66а)                  432 9869

      Северо-западный АО                         192 0383
         (ул.Народного Ополчения, 33, корп.2)    192 8058

      Зеленоград
         (ул.Юности, корп.01)                    535 5519

      ВВЦ                                        216 4847

      Метрополитен                               284 9689

2. Головная организация Госторгинспекции
      (ул.Мясницкая, 47)                         207 7441

3. Мосторгинспекция
   (пер.Б.Златоустинский, 7)                     928 2646

4. Управление защиты прав потребителей
   Правительства г.Москвы
   (пер.М.Палашевский, 7)                        200 4126

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Вот  мы  и  добрались  до  главной  надежды  и  опоры  потребителя.  ГКАП.
'Московскому городскому банку он особенно симпатичен'.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Государственный комитет  Российской Федерации  по антимонопольной политике
и  поддержке  новых  экономических  структур  (ГКАП)  является центральным
органом исполнительной власти  Российской Федерации в  проведении государ-
ственной политики по  развитию конкуренции, ограничению  монополистической
деятельности,  пресечению  недобросовестной  конкуренции  и  защите   прав
потребителей.

Территориальные антимонопольные управления по вопросам  защиты прав потре-
бителей имеют очень широкие полномочия. Они, в частности, имеют право:

ю возбуждать дела о нарушении законодательства о защите прав  потребителей
  в отношении хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
ю давать хозяйствующим  субъектам обязательные для  исполнения предписания
  о прекращении нарушений прав потребителей;
ю налагать штрафы  на хозяйствующие субъекты  за неисполнение или  несвое-
  ременное  исполнение  предписания  о  прекращении  нарушения прав потре-
  бителей;
ю осуществлять  проверки  предприятий  любых  форм  собственности  в целях
  соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;
ю требовать от должностных лиц хозяйствующих субъектов предъявления  доку-
  ментов,  сведений,  письменных  и  устных  объяснений,  иной необходимой
  информации;
ю обращаться  в суды  с исками  и заявлениями  в защиту прав потребителей,
  представлять их интересы при рассмотрении дел;
ю направлять  в  органы  прокуратуры  материалы   для  решения  вопроса  о
  возбуждении  уголовного  дела  по  признакам  преступлений,  связанных с
  нарушением законодательства о защите прав потребителей.

Действия антимонопольных  органов по  защите прав  конкретного гражданина-
потребителя начинаются  с рассмотрения  заявления гражданина,  поданного в
эти органы. Специалисты рассматривают  заявление по существу, при  необхо-
димости  просят  предоставить  дополнительную  информацию  или  документы,
подтверждающие  факт  ущемления  прав  потребителя и меры, предпринимаемые
непосредственно  потребителем  для  защиты  его  прав.   Далее  происходит
встреча с  должностными лицами  того хозяйствующего  субъекта, на действия
которого жалуется  потребитель. При  этом требуются  объяснения по  фактам
нарушения  прав  гражданина  и  даются  предложения в добровольном порядке
удовлетворить  законные  требования  потребителя  (если  законность   этих
требований подтверждается в ходе проверки).

Зачастую такого  разъяснения бывает  достаточно для  удовлетворения требо-
ваний потребителя и защиты его прав.

Если в ходе рассмотрения  заявления потребителя вскрываются факты  грубого
нарушения  положений  законодательства  о  защите  прав  потребителей  или
должностные  лица  хозяйствующего  субъекта  отказываются  в  добровольном
порядке  удовлетворить  законные  претензии  заявителя, то антимонопольные
органы  возбуждают  дело  о  нарушении  конкретных статей Закона 'О защите
прав  потребителей'  и  принимают  меры  о  принудительном  удовлетворении
требований  потребителя  путем  выдачи  обязательных  для исполнения пред-
писаний. Предусмотрена также выдача предписаний без возбуждения дел.

                                                 Защита прав потребителей:
                                                 100 вопросов  и  ответов/
                                                 Под ред.  В.И.Таланцева.-
                                                 М., 1996.- 168 с.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Куда следует обращаться в случае нарушения ваших прав:

1. Териториальное управление по г.Москве
   и Московской области ГКАП РФ
      (ул.Болотная, 12, корп.3)                  238 4870

   Отдел защиты прав потребителей
   при территориальном управлении
   ГКАП по Москве и Московской области           238 4509

2. Головная организация ГКАП
      (ул.Садовая-Кудринская, 11)                252 7653



Государственный комитет  Российской Федерации  по стандартизации, метроло-
гии и сертификации (Госстандарт России) решает вопросы защиты  прав потре-
бителей в области контроля за качеством товаров (выполнения работ,  оказа-
ния услуг).

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

С этой целью Госстандарт России, например,

ю направляет требования о приостановлении продажи товаров (выполнения  ра-
  бот,  оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной  информа-
  ции о товарах (работах, услугах);
ю определяет номенклатуру товаров (работ, услуг),  подлежащих обязательной
  сертификации;
ю выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия и др.;
ю аккредитует органы сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг),
  а также испытательные лаборатории (центры) для проведения  соответствую-
  щих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;
ю осуществляет контроль за правильностью проведения  сертификации  товаров
  (работ, услуг);
ю ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ,   услуг),
  аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (цен-
  тров);
ю принимает решения о признании сертификатов,  выданных зарубежными и меж-
  дународными органами.

Территориальные органы Госстандарта России, в частности

ю проверяют соблюдение субъектами хозяйственной деятельности  обязательных
  требований государственных стандартов на стадиях разработки,  подготовки
  продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки,  прода-
  жи), использования (эксплуатации), хранения,  транспортировки и утилиза-
  ции, а также при выполнении работ и оказании услуг;
ю проверяют безопасность товаров в процессе их  обращения (реализации),  в
  том числе импортных;
ю выдают предписания изготовителям (исполнителям,  продавцам) об  устране-
  нии выявленных нарушений,  о приостановке или запрещении реализации про-
  дукции, выполнения работ и оказания услуг.

                                                 Защита прав потребителей:
                                                 100 вопросов  и  ответов/
                                                 Под ред.  В.И.Таланцева.-
                                                 М., 1996.- 168 с.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

В случае невыполнения  выданных  предписаний  органы  Госстандарта  России
имеют право налагать штрафы на изготовителей (исполнителей, продавцов),  а
также непосредственно на руководителей указанных предприятий.

                              *     *     *

Куда следует обращаться в случае нарушения ваших прав:

Госстандарт России
   (Ленинский просп., 9)                         236 0300

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>


>> FAQ 'ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ' >> ВЕДУЩИЙ ЕВГЕНИЙ ПЛИСС, 2:5020/371.281 >>


File created by Faq2Site converter. (C) 1998-2002 Edward Grebenyukov
Hosted by uCoz