Искусство выживания

3.5. Безопасность в море.

3.5.1. Подготовка к кораблекрушению.

Причиной потопления судна чаще всего бывает столкновение его с другим судном, разбивание днища о скалы, повреждение штормом, пожар, террористический акт, намеренное или случайное применение против него мощного оружия. Иногда к потоплению судна может привести смещение груза в трюме (поэтому опасна недогрузка судна, делающая возможным такое смещение). Старое или, наоборот, недавно спущенное на воду судно значительно опаснее того, которое имеет умеренный стаж плавания. Быстрый переход на спасательное средство должен быть подготов- лен заранее. Если выбирать каюту, то предпочительнее расположен- ная ближе к выходу на палубу. На большом судне внутренние пути передвижения (коридоры и пр.) имеют довольно сложную конфигура- цию, и ее надо изучить. В хорошую погоду на палубе менее опасно, чем в каюте. Приготовьте в каюте запас пресной воды и прочные водонепрони- цаемые пакеты, в которые можно будет упаковать одежду. Постоянно имейте на себе или при себе (в сумке) что-нибудь достаточно плавучее. Можно носить под одеждой пенопластовый пояс или ненадутый спасательный жилет из прорезиненной ткани. При выборе спасательного жилета надо отдать предпочтение тому, который имеет сигнальную лампочку. В кармашках спасательного жилета полезно иметь свисток, водонепроницаемый фонарь и красящий порошок -- средства привлечения внимания. Свои приготовления можно замаскировать и сделать необреме- нительными: в чемодан, сумку или рюкзак сложите мягкие вещи, завязанные в мешок из полиэтилена или из прорезиненной ткани (а лучше в несколько мешков, в том числе вложенных один в другой). За этот поплавок вы будете держаться, оказавшись за бортом. Очень важно иметь специальный костюм, защищающий от потери тепла в воде. При отсутствии его годится любая одежда. Наружный ее слой должен быть ярким (оранжевым, красным, желтым, белым). Укладываясь спать, держите наготове фонарь, нож и аварийный комплект. Пассажирам предписывается в случае кораблекрушения оставаться в каютах до объявления приказа "Оставить судно". Для команды судна это, конечно удобно, поскольку позволяет без помех со стороны пассажиров предпринимать защитные меры, а если этих мер окажется недостаточно, то упорядоченно провести высадку людей в шлюпки. Но с другой стороны, у пассажиров не может быть уверенности, что команда предпримет все усилия для их спасения, что громкая связь сработает, что некоторыми из них не пренебрегут ради спасения остальных.

3.5.2. За бортом.

Оказавшись в воде, сбросьте с себя обувь и все, что не помогает держаться на плаву. Если плыть некуда (берега не видно), то одежду лучше с себя не снимать, поскольку в ней немного теплее. Для удержания на поверхности воды достаточно иметь спасатель- ное средство с плавучестью около 1 кг. Для удержания головы над водой нужна плавучесть в 6 кг. Голова -- наиболее выделяющая тепло часть тела, поэтому чтобы оттянуть наступление гипотермии (переохлаждения), голова должна быть над водой. При температуре воды 4 градуса время выживания в ней составляет до 30 минут. При температуре 10 градусов -- до 2 часов, если плыть и до 4 часов, если занять правильную позу и не двигаться. Поджав колени к животу и сложив руки на груди, вы удлините срок выживания пpимеpно на 50 % по сpавнению с пpостым пpебыванием на месте. Движение в воде (в отличие от движения в воздухе), не способствует согреванию, а наоборот. При температуре 10 градусов хорошим пловцам до наступления гипотермии удается проплыть до 1,5 км, плохим -- не более 100 м. Чтобы меньше мерзнуть в воде, можно делать статическую гимнастику: одновременно сильно напря- гать противоположные группы мышц. Если вы оказались в воде не один, соберитесь в плотную кучу -- чтобы согревать друг друга и, кроме того, стать заметнее для спасателей. Вероятность нападения акул весьма незначительна по сравнению с опасностью утонуть или погибнуть от переохлаждения. Выбравшись из холодной воды, не спешите восстановить ток крови в конечностях: прилив холодной крови к сердцу может вызвать его остановку.

3.5.3. В спасательной шлюпке, на спасательном плоту.

У тех, кто после кораблекрушения окажется на спасательном плоту или в шлюпке, шанс выжить будет примерно в 10 раз выше, чем у тех, кто останется в воде, -- в основном потому, что последним труднее избежать переохлаждения. В случае кораблекрушения надо по возможности делать следующее: 1) надеть на себя под спасательный жилет (и под водонепроницаемый костюм, если он есть) дополнительную одежду (это особенно важно, если плавание происходит в холодных водах, но даже в тропических широтах можно получить переохлаждение, если придется оставаться в воде несколько суток и тем более если попасть в холодное течение), надеть перчатки и головной убор, взять с собой дополнительную одежду и одеяла (герметично упаковав их в пластиковые пакеты), пресную воду и, конечно, свой аварийный комплект; 2) постараться высадиться в спасательное средство сухим; 3) отплыть на некоторое расстояние от тонущего судна -- чтобы не быть затянутым в водяную воронку, образующуюся на месте его погружения; 4) из вещей, плавающих на месте кораблекрушения, подобрать все, которые могут пригодиться; 5) принять меры к обеспечению безопасности спасательного средства и обустройству на нем: - перераспределить людей и вещи в пределах спасательного средства и между спасательными средствами так, чтобы повысить плавучесть; - провести ревизию вещей, выбросить лишнее; убрать предметы, которые могут пропороть надувные конструкции; - выявить и ликвидировать течи; - выявить и ликвидировать утечки воздуха из надувных конструкций. При спуске шлюпок и плотов на воду в шторм их нередко разбивает о борт судна или уносит волнами. Если вы окажетесь на спасательном средстве не один, большинство соседей будет доставлять вам неприятности -- безрадостными разго- ворами, агрессивностью, неумеренным потреблением воды и пищи. Поэтому еще при посадке в спасательные средства надо по возмож- ности собрать более надежную компанию. Если в результате катастрофы вы оказались на спасательном плоту или в лодке на большом удалении от берега, настраивайтесь на месяц плавания. После кораблекрушения поиск уцелевших обычно ведется лишь в течение первых трех суток, За это время течение и ветер могут отнести потерпевших на расстояние более 100 км. от места катастрофы. По мнению французского исследователя Алена Бомбара, 90 % людей, после кораблекрушения оказавшихся в шлюпке или на спасательном плоту, гибнет в первые три дня не от жажды и голода, а от страха перед жаждой, голодом и другими опасностями. Чтобы при жаркой погоде избежать чрезмерной потери воды орга- низмом, сделайте навес для защиты от солнца, меньше двигайтесь, охлаждайте тело морской водой, а также смачивайте ею тент и внутреннюю поверхность плота. Можно держать днище плота надутым только ночью, а на день выпускать из него воздух. Примерная минимальная норма потребления воды -- 500 мл. Основную часть суточной порции воды лучше пить на ночь -- в этом случае она задержится в организме подольше. Алкоголь способствует потоотде- лению, поэтому при дефиците воды для питья можно употреблять только слабоалкогольные напитки. Если холодно, надо выжать одежду, удалить воду со дна плота (последние капли -- губкой или тряпкой), защитить внутреннее пространство плота от брызг. Перед тем, как отправлять умершего за борт, надо забирать у него одежду. В аварийном комплекте, помимо всего прочего, должны быть: - несколько ножей; - брусок для заточки ножей; - ручные гарпуны; - материалы: липкая лента, куски прорезиненной ткани, веревки различной толщины, проволока; - губка -- для собирания воды; - подводное ружье; - проволочные поводки для рыболовных крючков; - пластиковые пакеты; - различные герметично закрывающиеся емкости; - капроновый чулок (из него можно сделать сачок для собирания планктона). Острые предметы опасны для резиновой надувной конструкции. Надутую камеру может проткнуть острый плавник рыбы или торчащий из рыбы гарпун. Другие опасности для малоpазмеpного судна: 1. Разбиться в шторм о рифы. 2. Подвергнуться нападению крупного животного или просто столкнуться с ним. 3. Встретиться с "волной-убийцей" (особо высокой, в несколько раз превышающей обычные волны) и в результате перевернуться или оказаться глубоко под водой. 4. Наткнуться в шторм на крупный плавающий предмет, например, бревно. 5. Оказаться на пути крупного судна. 6. Износиться от непрерывно чередующихся напряжений и разва- литься. Гарантированный срок службы надувного спасательного плота может составлять около 40 суток. Потом начинается расползание клеенных стыков. Ален Бомбар переплыл Атлантический океан на резиновой лодке, чтобы доказать, что человек может без специального снаряжения продержаться после кораблекрушения очень долго. Его путешествие длилось 65 дней. Он пил морскую и дождевую воду, ловил рыбу. Он потерял 25 кг. веса, у него развилось малокровие, тело покрылось язвами, выпали ногти на пальцах ног, расстроилось зрение, но он остался жив и прославился.

3.5.4. Добывание пресной воды.

Пить морскую воду категорически не рекомендуется. Первоначаль- но она приносит облегчение, но в организме очень быстро накапли- вается натрий, и приводит к серьезному нарушению обмена веществ. При минимальной активности средний взрослый человек может без питья воды сохранить жизнь в течение 5 суток. Морская рыба внутри "пресная". Если у вас избыток рыбы, можно выжимать из нее воду для питья. Подготовьтесь к сбору дождевой воды на тенте плота. Если тент сделан из материала, который не является химически нейтральным, вода будет загрязнена, и вы можете отравиться. Чтобы собирать чистую воду, надо покрыть тент сверху пластиковой пленкой. Первую порцию воды, полученной с тента во время дождя, надо сливать, так как в ней много осевшей на тент соли. Воду можно получать конденсацией из воздуха. Запаситесь серийно изготовленными опреснителями. Если таких нет, то устройство опре- снителя определяется тем, какие вещи окажутся у вас под рукой. Основная идея конструкции -- конденсация пара на холодных стенках сосуда. Пример опреснителя: | | ------+ +------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+ ¦ --------------- В стеклянную банку или в пластиковый мешок помещается емкость темного цвета, наполненная моpской водой. Банка должна охлаждаться забортной водой. Если нет волнения, можно просто опустить банку за борт. Из внутренней емкости вода будет испа- ряться и далее конденсироваться на стенках банки и стекать вниз. Банка должна быть плотно закрыта. Такого рода опреснители малоэффективны, и не следует возлагать на них большие надежды.

3.5.5. Питание.

Летучие рыбы не только съедобны в сыром виде, но и вкусны. Не следует есть в сыром виде рыбу, имеющую на теле признаки болезни (поврежденную чешую, язвы), поскольку можно заразиться гельминтами. Некоторые морские рыбы ядовиты (см. раздел "Ядовитые рыбы"). Внутренности животных богаче витаминами, чем их мясо (мускулы). Съедобны моллюски, которыми обрастает любой плавающий предмет. Можно специально опускать в воду предметы для привлечения мол- люсков. Избыток мяса можно резать на тонкие ломтики и сушить.

3.5.6. Вызов помощи.

На современных больших судах вдали от берега наблюдение за окружающей обстановкой ведется плохо, тем более если включен "автопилот". Поэтому при встрече с судном спасательный плот, скорее всего не будет замечен, даже если подавать с него сигналы. Если в аварийном комплекте вашей лодки есть сигнальные ракеты, то дымовые ракеты надо использовать днем, осветительные -- ночью, а наоборот -- бесполезно. В солнечную погоду можно подавать сигнал зеркальцем. Для выбора направления используйте палец вытянутой руки: одной рукой держите зеркальце у виска, пальцем другой руки заслоните цель, направьте зеркальце так, чтобы отраженный солнечный луч задевал палец. Частоты аварийных радиомаяков: 121,5 и 243,0 МГц. За сигналами на этих частотах следят космические спутники. Сигнал SOS передается так: - - - --- --- --- - - -

3.5.7. Примитивная навигация.

Широта любой точки на земном шаре определяется как угол между гоpизонтом и Полярной звездой в созвездии Малой медведицы (для Севеpного полушаpия) или между гоpизонтом и пpиблизительно центpом созвездия Южного кpеста (для Южного полушаpия). Приспособление для измерения угла можно сделать, например, из проволоки. Свяжите равносторонний треугольник. 60 градусов -- любой внутренний угол этого треугольника. 30 градусов -- угол между любой стороной и линией к середине другой стороны. Долгота любой точки Земли определяется по разнице времени между проходом солнца через зенит в этой точке и проходом через зенит в Гринвиче (городке под Лондоном). За 1 час солнце проходит 15 градусов географической долготы. Для определения долготы нужны часы, показывающие правильное время для известного часового пояса. При серьезной подготовке к морскому путешествию следует поме- тить на морской карте аварийного комплекта основные судоходные пути и маршруты сезонной миграции птиц. На близость суши указывают следующие признаки: - изменение конфигурации волн; - изменение цвета воды из-за выноса частиц в дельте большой реки; - кучевые облака, поднимаемые тепловыми потоками воздуха над сушей; - появление птиц, которые не летают над океаном на дальние расстояния.

3.5.8. Надежное судно.

Если вы собрались строить собственное небольшое судно или хо- тите воспользоваться готовым, то позаботьтесь о том, чтобы у него были следующие качества: 1. Непотопляемость. Ее обеспечивают: - водонепроницаемые переборки; - легко выгружаемый балласт; - остойчивость (сопротивление переворачиванию); - способность самопроизвольно возвращаться к нормальному положению после переворачивания. 2. Особенная прочность или особенная эластичность корпуса (любое из этих качеств позволяет переносить столкновения). 3. Заметность. Ее обеспечивают: - яркая окраска (самый заметный цвет днем -- оранжевый, ночью -- белый); - габаритные огни, подсветка паруса и корпуса ночью. 4. Управляемость: - возможность лавирования (движения против ветра под парусом); - возможность управления при сильном волнении; - возможность ремонта и компенсации поломок в средствах управления. 5. Быстроходность (она сократит длительность плавания). 6. Удобства жизнеобеспечения (они сэкономят вам силы). Удержанию малоразмерного судна от затопления способствует, среди прочего, герметичная прочная упаковка всех находящихся на нем запасов. Неочевидные конструктивные особенности надежного спасательного плота: - тент, приспособленный для сбора дождевой воды; материал тента химически нейтральный, и есть сток в емкость для воды; - закрытые прозрачной пленкой окошки со всех сторон тента: можно наблюдать все стороны горизонта, и вода пpи этом не заливает плот; - надувное, мало прогибающееся дно (прогибы привлекают рыб и могут быть атакованы акулой); - сигнальная лампочка.

Свяжитесь с автоpом: 220 046 Минск, а/я 100 или bouriac@mail.ru

Возврат в оглавление
Hosted by uCoz