Искусство выживания

3.6. Безопасность в самолете.

"А в случае катастрофы и взрыва хорошо бы иметь достаточно запломбированных зубов, чтобы вас могли опознать." Стивен Кинг "Бегущий человек". Авиакомпании не хотят заниматься в полной меpе обеспечением выживания пассажиpов -- чтобы не распугать их и не оттолкнуть их неудобствами. Из-за этого некоторые простые меры предосто- рожности оказываются не принятыми. Садясь в самолет, имейте при себе наполненную водой флягу и весь дежурный набор для выживания, скорректированный по сезону и условиям полета. Если полет будет проходить над океаном, возьмите с собой что-нибудь достаточно плавучее: например, дополнительно упакуйте перевозимый в сумке ручной багаж в водонепроницаемый мешок. Берите с собой в полет складной нож некриминального размера: должен быть под рукой хотя бы такой инструмент. Опыт показывает, что через устройство, проверяющее наличие у пассажиров металли- ческих предметов, небольшой нож вполне удается пронести. Не надевайте в полет туфель на тонких каблуках: каблуки могут проткнуть аварийный надувной трап. Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона предусмотрены, есть ли кислородные маски и как пустить в них кислород, а также какие имеются средства спасения на воде. Контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла. В качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты (находятся под креслами), надувные трапы, надувные плотики. В большом самолете имеется аварийный выход на крыло. Им поль- зуются при пожаре на земле и при посадке на воду. Размещайтесь по возможности ближе к выходу из салона либо к аварийному выходу, но подальше от носа самолета. В момент аварийного приземления менее опасно находиться в хвосте самолета, но оттуда труднее эвакуироваться. В случае аварийного приводнения основное значение имеет близость выхода. Если в предпочтительных частях салона имеются свободные места, попробуйте пересесть туда заблаговре- менно. Отрегулируйте привязной ремень по своему телу, потренируйтесь в его быстром застегивании и расстегивании. Слабины быть не должно. Не отстегивайтесь в течение всего полета, иначе при внезапном маневре или попадании в воздушную яму можете оказаться на потолке. По этой же причине является опасным хождение по салону во время полета. Позаботьтесь о том, чтобы были пристег- нуты и ваши соседи, иначе вы можете пострадать от их неожиданных перемещений. Не кладите тяжелых вещей на полку над головой и не позволяйте этого делать другим. Свой багаж держите под креслом или на коленях. При риске аварийной посадки позаботьтесь, чтобы другие пассажиры в салоне убрали с полок (под ноги, а не в проход) все жесткие и тяжелые вещи.

3.6.1. Аварии при взлете и посадке.

Большинство авиационных катастроф случается при взлете и посадке (по этой причине следует, среди прочего, избегать селиться вблизи аэродромов). На время взлета и посадки наденьте куртку или пальто -- если они из трудновозгораемого материала (шерсти, кожи). В случае пожара они обеспечат вам некоторую защиту от огня. Обращайте внимание на то, что происходит в салоне и за бортом, так как экипаж может не сообщить об аварийной ситуации. Дым, остановка двигателя, резкое снижение самолета -- основания для того, чтобы побыстрее предпринять непосредственные приготовления к катастрофе. Перед началом аварийной посадки снимите очки, галстук, шарф, замотайте голову какой-нибудь одеждой, закройте лицо руками и на- гнитесь к коленям. Это защитит вас от разных летящих предметов. Не следует задвигать ноги под кресло, которое перед вами. Если пространство между креслами слишком тесное, упритесь руками в переднее кресло и положите голову на руки. Или же можно сесть на пол перед креслом спиной к направлению полета, поджав ноги. Если совершающий аварийную посадку самолет врезается на большой скорости в препятствие, пассажиры могут оказаться разорванными надвое узкими ремнями безопасности. Чтобы уменьшить такую возмож- ность, надо подсунуть под узкий ремень хотя бы книгу. Также надо позаботиться о смягчении удара о находящееся впереди вас кресло. Для этого можно прижать к спинке кресла перед собой свернутую одежду. После аварийной посадки задача номер один -- выбраться из самолета, пока не взорвалось топливо. При намеке на панику помогите экипажу навести порядок. Напри- мер, заявите громко: "Кто будет орать, тому расшибу голову!" Властный голос надо ставить заранее. Если в критической ситуации нет лидера, берите инициативу на себя. Ваши средства наведения порядка: показное спокойствие, кулаки и громкие, четкие, немногословные приказы.

3.6.2. Декомпрессия.

При аварии на большой высоте может наступить декомпрессия -- падение давления воздуха в салоне. Признаки декомпрессии: свист, боль в ушах и в кишечнике (из-за расширения газов), потепление и пощипывание кожи. Наденьте кислородную маску и меньше двигайтесь. Маску надо именно надеть, а не держать у лица, так как возможна потеря сознания. При быстрой декомпрессии на большой высоте у вас будет на наде- вание кислородной маски только секунд 15. Запоздав, вы потеряе- те сознание. Поэтому сначала воспользуйтесь маской сами и только потом помогайте окружающим. Кислород не начнет поступать, пока вы не включите его подачу. Обычно надо дернуть за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю. Если перед вами (или над вами) внезапно открылся контейнер с кислородной маской, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на других и не задавайте вопросов. Обычно этот контейнер устроен так, что при падении давления он открывается автоматически. По ощущениям трудно определить, поступает кислород или нет, так как у него отсутствует запах. Если на шланге имеется мешочек для накопления кислорода, он должен раздуваться между вашими вдохами. При значительной разгерметизации самолета на большой высоте (например, после взрыва на борту) возникает на несколько секунд сильный поток воздуха в стоpону повpежденной части коpпуса. Этот поток сбивает людей с ног, уносит с собой вещи. Люди, оказавшиеся вблизи пролома борта, могут оказаться втянутыми в него. В салоне появляется туман, поднимается пыль, наступает резкое похолодание. Температура воздуха может опуститься до 50 градусов ниже нуля, поэтому нужен запас одежды в ручном багаже. Поскольку после разгерметизации будет много тряски и суеты, можно заранее одеться потеплее: лучше всякий раз слегка потеть во время полета, чем однажды покрыться инеем на высоте 9 тысяч метров. Обычное действие летчика в случае разгерметизации -- резко снизить высоту путем пикирования, поэтому при падении давления в салоне надо, среди прочего, поскорее застегнуть на себе привязной ремень, если он еще не был застегнут. При резком входе в пикирование все не закрепленные предметы оказываются прижатыми к потолку.

3.6.3. Пожар.

Если в самолете, совершившем аварийную посадку, начнется пожар, у вас будет всего несколько минут на эвакуацию -- до взрыва топ- ливных баков. Готовясь покинуть горящий самолет, получше прикройте кожу от теплового излучения и пламени: наденьте перчатки, шапку, натяните на голову капюшон. Если салон заполнится дымом, ползите к выходу на четвереньках: чем ближе к полу, тем меньше задымленность. Выбравшись из самолета, быстро уходите от него на расстояние не меньше километра -- чтобы обезопасить себя от осколков, разлетающихся при взрыве.

3.6.4. Приводнение.

Если предстоит лететь над океаном, то предпочтительнее самолет с нижним расположением крыльев: в случае аварийной посадки на воду он значительно лучше держится на воде (а если больше веро- ятность аварийного приземления, а не приводнения, то предпочти- тельнее самолет, у которого крылья расположены высоко). При отсутствии больших волн удачно севший на воду самолет может сохранять плавучесть длительное время. Покидать такой самолет рекомендуется через аварийный выход, выводящий на крыло. Преждевременно надутый спасательный жилет может помешать вы- браться из салона, если придется нырять. Кроме того, есть риск пропороть его об острые края поврежденных конструкций. Отправляясь в полет, проходящий над океаном, одевайтесь в яркое: спасатели скорее обнаружат вас на воде.

Свяжитесь с автоpом: 220 046 Минск, а/я 100 или bouriac@mail.ru

Возврат в оглавление
Hosted by uCoz