Однако одной структуры мало для того, чтобы сеть масштаба Fidonet на распалась от собственной тяжести на отдельные мелкие сети. Необходимо некое управление сетью и установленные правила общения, которым подчиняются члены сети. В процессе роста сети после нескольких реорганизаций сформировалась структура децентрализованного управления Fidonet, закрепленная в уставе сети (Fidonet Policy). Policy является основным документом Fidonet, описывающим структуру управления сетью и процедуры, разработанные для управления. В Policy закреплен любительский и некоммерческий характер Fidonet. Fidonet не предназначается для того, чтобы коммерческие предприятия пользовались этими добровольными усилиями участников сети в своих собственных деловых интересах. Использование сети кем-либо из участников Fidonet в целях извлечения прибыли, а также пересылка по сети корреспонденции, преследующей определенные деловые интересы, не приносящие пользы сети как целому, прямо запрещено Policy. Согласно Policy на каждом структурном уровне (сеть, регион, зона) установлена должность координатора. Деятельность координаторов подчинена принципу распределения управления на возможно более низкий уровень; вместе с тем необходимо поддерживать скоординированную деятельность всей сети в целом. Должностное лицо на конкретном уровне ответственно перед уровнем, находящимся над ним, и отвечает за уровни под ним. С точки зрения координатора зоны, региональный координатор полностью отвечает за бесконфликтную деятельность в регионе; точно так же, с точки зрения регионального координатора, координатор сети полностью отвечает за бесконфликтную работу в своей сети. Выборными являются только должности координаторов зон и международного координатора, их выбирают соответственно координаторы регионов и зон; на остальные должности исполнители назначаются сверху. Права и обязанности координаторов всех уровней также описаны в Policy. Например, в обязанности координатора сети входит обеспечение приема входящей корреспонденции для узлов сети и ее пересылки получателям, присвоение узловых номеров новым членам сети, ведение списка узлов сети с посылкой изменений в нем региональному координатору, а также обеспечение доступа узлов сети к официальным файлам Fidonet (изменения нодлиста, электронный бюллетень Fidonet Newsletter). Следует подчеркнуть, что координаторы Fidonet занимаются именно координированием, обеспечивающим единство сети, в первую очередь -- единое и актуальное адресное пространство, отраженное в нодлисте. Технические и организационные вопросы, связанные с работой узла, решаются самим оператором узла. Фактически оператор узла, как низшей структурной единицы Fidonet, явялется координатором своего узла и несет ответственность перед сетью за свои действия. Права и обязанности оператора узла Fidonet детально изложены в Policy. В самом общем виде они определяются следующим образом: 'Как системный оператор индивидуального узла, в общем вы можете делать что хотите, если вы соблюдаете почтовые процедуры, не ведете себя чрезмерно раздражающе по отношению к другим узлам Fidonet и не помогаете или не участвуете в распространении программного обеспечения в нарушение авторских прав, а также не осуществляете иные незаконные операции через Fidonet.' Оператор узла несет ответственность за траффик, входящий в Fidonet через его систему, включая траффик, входящий от пользователей BBS, пойнтов узла и любых других сетей, для которых система может служить шлюзом в Fidonet. Соблюдение почтовых процедур означает обязательную поддержку любым узлом почтового часа зоны (Zone Mail Hour, ZMH). Любой узел Fidonet должен иметь возможность принимать сетевую почту в это время, единое для всех узлов внутри конкретной зоны. Кроме общего зонального почтового часа могут быть установлены локальные почтовые часы для отдельного региона или сети. Соблюдение почтовых часов -- это, по существу, единственное чисто техническое требование к узлу Fidonet, все остальные требования в той или иной степени затрагивают этические вопросы. Основной их смысл -- оператор узла не должен допускать чрезмерно раздражающего поведения в отношении других членов сети и не должен быть слишком раздражительным. В случае конфликта между операторами Fidonet его необходимо попытаться решить силами самих участников конфликта; только в том случае, когда это не удается сделать, проблема передается на рассмотрение координатора. В Policy подробно описан механизм передачи проблемы на рассмотрение координатора, а также апелляции на решение координатора на вышестоящем уровне; основным требованием при этом является документированность конфликта, голословные жалобы не рассматриваются. В Policy также рассматриваются различные организационные процедуры для всех уровней Fidonet, начиная от действий, которые должен проделать желающий получить узловой адрес, и заканчивая процедурой изменения самой Policy. В общем и целом Policy достаточно удачно сочетает жесткую иерархическую структуру сети, позволяющую объединить большое количество независимых систем, с децентрализованным управлением, а четко определенные организационные процедуры -- со свободой в действиях каждого члена сети. Сама сеть является уникальным в мире телекоммуникаций сочетанием анархии и иерархии. Из чего состоит траффик Fidonet Основными видами информации, которой обмениваются между собой узлы Fidonet, являются: - личная почта, или нетмэйл (Netmail); - эхоконференции, или эхомэйл (Echomail); - файловые эхоконференции. Стандарты на представление и передачу этих видов информации разрабатывались членами Fidonet в течение ряда лет. Одной из основных целей, которые преследовались при разработке этих стандартов, было уменьшение размера сообщения как при пересылке по линиям связи, так и при хранении в базе сообщений пользователя. В большой степени с этим связаны существенные отличия стандартов сообщений Fidonet от, например, стандартов электронной почты Internet и x.400. Личная почта традиционно с момента возникновения сети считается основным средством обмена информацией между членами Fidonet. Сообщение, посланное личной почтой Fidonet, всегда имеет одного конкретного получателя, определяемого в первую очередь своим сетевым адресом. Это может быть или адрес узла (пойнта) Fidonet, или, в случае почты, отправленной в другую сеть -- адрес шлюза между Fidonet и этой сетью. Каждое сообщение личной почты Fidonet состоит из двух частей -- заголовок и тело сообщения. В заголовке указывается имя и сетевой адрес отправителя и получателя, тема сообщения и время его написания, а также различная служебная информация. Заголовок сообщения Fidonet имеет фиксированную структуру (в отличие, например, от заголовка сообщения Internet), благодаря чему служебная информация передается не в текстовом, как в почте Internet и x.400, а в двоичном виде. Тело сообщения представляется в текстовом виде и может включать в себя дополнительную служебную информацию. Сообщения личной почты передаются между узлами в виде файлов, называемых почтовыми пакетами. Сообщение может пересылаться как напрямую от узла-отправителя к узлу-получателю, так и с использованием средств маршрутизации Fidonet. Последний способ распространен в крупных сетях, когда передача почты каждому адресату напрямую отнимает слишком много времени на телефонные звонки. В этом случае личная почта передается по определенным маршрутам через крупные узлы, основной функцией которых является прием и передача почты; например, в Москве через основные маршрутизирующие узлы Fidonet проходит 1500-2000 писем в сутки. Невозможность указать в сообщении личной почты более одного сетевого адреса назначения создает существенные трудности при посылке широковещательных сообщений и организации средств поддержки коллективных дискуссий. Например, если один из пользователей Fidonet пожелает отправить письмо другому, а копии еще девятерым, то ему придется передавать по линиям связи и сохранять в локальной базе сообщений не одно письмо со списком из 10 адресов назначения, как в почте Internet, а десять писем с одинаковым содержимым и разными адресами назначения. Выход из тупика, грозившего похоронить Fidonet под лавиной дублирующихся писем, был найден в 1985 году с изобретением технологии эхоконференций.