Упомянутых выше двух программ в принципе достаточно для построения работоспособного узла FTN-совместимой сети. Однако, если на узле или пойнте ведется база сообщений, для работы с ней необходима программа чтения и редактирования сообщений электронной почты. Такая программа-редактор специально рассчитана на работу как с нетмэйлом, так и с эхоконференциями, и обладает возможностями чтения сообщений, ответа на них, перенаправления полученных сообщений другим членам сети, а также создания новых сообщений. В дополнение к этим основным программам на любом узле Fidonet обычно используется еще несколько сервисных программ различного назначения. Это могут быть утилиты для распространения файловых эхоконференций, обеспечения подписчикам узла возможности управления подпиской на эхоконференции и файловые эхоконференции, программы генерации статистики, автоматического обновления нодлиста и другие. Основной операционной системой, под которой работает программное обеспечение FTN-совместимых сетей, в силу своей нетребовательности к ресурсам компьютера до сих пор остается DOS. При необходимости обеспечить многозадачный режим работы обычно используется оболочка deskview. Поскольку основные программы, необходимые для работы узла, функционируют в автоматическом режиме и не требуют диалога с пользователем, Microsoft Windows не пользуется популярностью у разработчиков программного обеспечения Fidonet. В последнее время на узлах Fidonet и других сетей, особенно на крупных станциях, обрабатывающих большие объемы почты, получила распространение операционная система OS/2. Сейчас 'хорошим тоном' среди разработчиков программного обеспечения Fidonet считается выпуск продукта одновременно в версиях для реального режима DOS, OS/2 и защищенного режима DOS. Существуют также версии основных программ Fidonet для Unix. Практически все программные продукты, применяемые в FTN-совместимых сетях, созданы членами Fidonet и распространяются при помощи той же сети, в которой они применяются. Поскольку технология Fidonet и ресурсы, находящиеся обычно в распоряжении системных операторов, затрудняют создание 'тестовых стендов', почтовые и сервисные программы проходят постоянное тестирование в реальных условиях, а их авторы имеют возможность оперативно получать сообщения об ошибках в своих программах и предложения новых возможностей. Естественно, чем ближе находится автор программы к пользователю, тем легче поддерживать с ним связь. Особенно это актуально для сетей, расположенных на территории бывшего СССР, учитывая также языковой барьер. Поэтому в русскоязычной части Fidonet все большее распространение получают программные продукты, созданные местными авторами. В частности, если два года назад наиболее популярным мэйлером в нашей стране был интегрированный пакет FrontDoor, разработанный Йоахимом Хомригхаузеном, сейчас он потеснен со своих позиций отечественными разработками T-Mail (автор Андрей Елкин, 2:5030/124) и Bink/+ (автор Сергей Терехов, 2:5000/13). Средства выражения эмоций в сетях Одной из проблем при общении посредством электронной почты является необходимость возможно более точно и в максимально краткой форме донести до собеседника эмоции, которые вы вкладываете в письмо. С этой целью на заре существования телекоммуникационных сетей были придуманы символы для обозначения эмоций и состояния человека, которые так и называются - эмотиконы, или 'улыбочки'; автор этой поистине гениальной идеи неизвестен. Эмотиконы читаются при мысленном повороте текста на 90 градусов по часовой стрелке. Вот несколько 'улыбочек' из числа наиболее распространенных и их традиционное толкование: :-) Обычная улыбка ;-) Улыбка с подмигиванием :-( Рассерженная, хмурая, печальная физиономия :-I Индифферентное выражение :-/ Скептическое выражение :-Р Высовывающий язык :-() Выражение крайнего удивления Существует еще несколько десятков эмотиконов, порой весьма затейливых. Различные варианты списков 'улыбочек', периодически пополняемых изобретательными пользователями, распространяются как в Fidonet, так и в Internet и доступны на многих BBS. Как подключиться к Fidonet Эпиграф: Ответь на мой взгляд, и мы опять попадем в эту сеть (Борис Гребенщиков) После прочтения статьи у читателя может возникнуть законный вопрос - как вступить в fidonet или хотя бы посмотреть на нее? Самый распространенный первый шаг, который делало подавляющее большинство операторов узлов - подключение в качестве пользователя к одной из BBS. Большая их часть работает с fidonet в качестве узлов или пойнтов. Работая с BBS, вы сможете не только ознакомиться с Policy, другими документами fidonet и руководствами для пользователей, но и на личном опыте общения в сети понять дух fidonet и правила поведения в ней. Затем, если вы желаете стать пойнтом, необходимо найти узел, системный оператор которого согласится дать вам пойнтовый адрес. Это делается также при помощи fidonet; например, в Москве специально для запросов такого рода создана эхокоференция N5020.POINT. При желании вы можете получить пойнтовые адреса у нескольких узлов, однако в этом случае надо быть аккуратным в настройке программного обеспечения, чтобы не причинить неприятностей сети. Впрочем, для помощи начинающим пользователям и пойнтам в различных технических вопросах существуют специальные эхоконференции; отличительная их черта - слово CHAINIK в названии. Человеку, получившему пойнтовый адрес в fidonet, открыт доступ ко всему информационному богатству сети - нетмейлу, эхоконференциям, файловым эхоконференциям. Однако, если вы чувствуете, что способны принести какую-то пользу fidonet (а об этом вы можете узнать из отношения к вам в сети), вы можете получить узловой адрес и стать полноправным членом fidonet. Но помните: став оператором узла, вы и никто другой будете нести ответственность перед сетью за свои действия. Если вы имеете адрес в сети Relcom, вы можете ознакомиться с fidonet, подписавшись на межсетевые конференции, имеющие хождение в обеих сетях. Названия межсетевых конференций начинаются с relcom.fido.* или с fido7.*. К сожалению, в этой статье вы не увидите ни одного телефона BBS, через которые можно получить доступ к fidonet, поскольку у гибкости и способности fidonet к самоорганизации есть обратная сторона - телефон и режим работы каждого конкретного узла могут измениться в любое время, оператор узла может закрыть BBS или вообще прекратить работу в сети по каким-либо причинам, поэтому любой зафиксированный список узлов сети или BBS достаточно быстро становится устаревшим. Добро пожаловать в Fidonet! Со времени возникновения Fidonet прошло уже более 10 лет; за это время разорились и прекратили существование многие коммерческие сети, а Fidonet продолжает развиваться, успешно реализуя потребность в неформальном телекоммуникационном общении между пользователями компьютеров, показывая, что сообщество людей, объединенных целью общаться, всегда найдет способ это сделать, и оправдывая определение, данное ей еще Томом Дженнингсом -- 'сеть друзей'. Все эти годы она остается любительской сетью, строящейся усилиями всех ее участников по принципу: требовать от кого-либо чего-либо по крайней мере невежливо, можно просить, еще лучше -- сделать самому, и не только для себя, но и для других. Если вам это нравится, и вы готовы тратить свои силы, свободное время, и, возможно деньги на работу в сети -- добро пожаловать в Fidonet! Об авторе Борис Леонидович Палеев - специалист по телекоммуникациям, программист. Fidonet: 2:5020/113 Relcom: boris@inf.tccbrf.msk.su